|
Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря начиная с 2004 года, провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН.
В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, является углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
Понятие коррупции и направления борьбы с ней наиболее четко определены с принятием в конце 2008 года Федерального закона №273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Данная сфера законодательства активно развивается, предметом внимания становятся все новые сферы проявления коррупции, возлагаются дополнительные обязанности на субъекты правоприменения.
В настоящее время действующий Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 гг, утвержденный Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147, направлен на решение ряда задач, в том числе совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.
Поскольку в системе коррупционных связей участвует всегда два субъекта – лицо, получающее незаконную выгоду, и лицо, предоставляющее такую выгоду, борьба с коррупцией должна быть в значительной степени направлена на формирование у населения негативного отношения к коррупционным проявлениям, недопустимости давать или брать взятки, исключение из правосознания идеи о возможности решить бытовой вопрос путем дачи взятки.
Прокуратуре отведена ведущая роль в деятельности по противодействию коррупции. Помимо мер по профилактике и предупреждению коррупции, непосредственно выявлению коррупционных правонарушений, большое значение имеет координационная деятельность правоохранительных органов в данной сфере. Только слаженная работа всех правоохранительных систем обеспечит эффективную деятельность по противодействию коррупции, выявлению и пресечению правонарушений и преступлений, причин и условий, им способствующих.
За истекший период 2017 года прокуратурой района в органах государственной власти и местного самоуправления выявлено 102 нарушений законодательства о противодействии коррупции, внесено 27 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечен ряд муниципальных служащих. Кроме того по результатам рассмотрения представления прокуратуры района в текущем году органом местного самоуправления 1 муниципальный служащий уволен с занимаемой должности в связи с утратой доверия.
Основной массив коррупционных правонарушений допускается муниципальными и государственными служащими при предоставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, которые предоставляются как на самого государственного/муниципального служащего, так и на супруга(у) и несовершеннолетних детей.
Коррупция - это сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое замедляет экономическое развитие общества и подрывает государственные устои.
Противодействие коррупции задача не только правоохранительных органов, но и всех членов общества, организаций и граждан. И данная деятельность должна базироваться на непринятии коррупционного поведения, недопустимости лояльного отношения к коррупционным проявлениям.
Прокуратура района с целью наиболее эффективного решения задач в этой сфере взаимодействует с общественными организациями, государственными органами и гражданами.
По вопросам противодействия коррупции граждане могут обратиться лично в прокуратуру района, в том числе в конфиденциальной форме, сообщить о ставших им известными обстоятельствах совершения коррупционных деяний, вымогательстве денежных средств и иных коррупционных проявлениях в сфере государственной и муниципальной службы.
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно поправкам с 1 января 2018 года при проведении плановых проверок работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 г. - при проведении плановых проверок всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю.
Предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Предусмотрен новый способ осуществления государственными органами контроля и надзора профилактики нарушений обязательных требований закона
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 2017 года предусмотрен новый способ осуществления государственными органами контроля и надзора профилактики нарушений обязательных требований закона со стороны организаций и предпринимателей, в частности вынесение предостережений в адрес подконтрольных субъектов.
Согласно законодательства, контролирующий орган, который получил информацию или самостоятельно выявил факт нарушения (готовящегося нарушения) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем императивных требований законодательства, вместо запуска стандартной процедуры привлечения к ответственности должен вынести лицу предостережение о недопустимости таких нарушений.
Вынесение предостережения осуществляется при соблюдении следующих условий:
- сведения о нарушении (готовящемся нарушении) были выявлены в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольным лицом, либо содержались в поступивших в орган заявлениях/жалобах/обращениях (за исключением анонимных), либо получены от иных органов власти или из СМИ;
- выявленное (готовящееся) нарушение не причинило вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не создало непосредственную угрозу указанных последствий;
- юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
Предостережение вправе вынести руководитель органа, его заместитель, иное лицо, наделенное таким правом по приказу руководителя, в 30-тидневный срок со дня выявления факта нарушения (получения информации о готовящемся нарушении).
За подконтрольным субъектом при этом закреплено право на подачу возражений с обоснованием позиции в отношении полученных предостережений.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок должны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Неисполнение, а также несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166, не повлекут применения санкций.
Указанное обстоятельство, помимо прочего, исключает возможность оспаривания предостережения в суде.
Однако игнорирование предостережения все же может нести для субъекта негативные правовые последствия. Так, в случае если ответственность за вменяемое нарушение наступает при умышленной форме вины, у лица уже не будет возможности ссылаться на то обстоятельство, что оно не осознавало противоправный характер своего действия (бездействия) и не предвидело его вредных последствий.
Невыполнение требований контролирующего органа, указанных в предостережении, или их игнорирование может стать основанием для проведения в отношении лица внеплановой проверки.
В рамках организации в органах прокуратуры работы по правовому просвещению и правовому информированию граждан Генеральной прокуратурой Роcсийской Федерации реализуется телепроект "Сила в правде" на канале Царьград.
Телепередача нацелена на разъяснение законодательства на основе примеров реальных событий из жизни граждан: как защитить свои права и отстоять свои интересы и другое.
С имиджевыми видеороликами можно ознакомиться по следующим ссылкам:
https:/cloud.ru/public/8yQG/UfDLYvTrm
https:/cloud.ru/public/2Red/ehnsoF32q